Формы православного миссионерства в первые годы существования Белогорского монастыря.

Докладчик Михаил Викторович Левицкий, сотрудник МБУ «Архив Кунгурского муниципального округа»

 

Аннотация: Значительная часть населения Пермской губернии в конце XIX века принадлежала к старообрядчеству. Особенно это касалось Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского и Екатеринбургского уездов, а также территории Юго-Кнауфского и Бымовского заводов. По этой причине руководство Пермской епархии решает основать в месте широкого проживания старообрядческого населения монастырь, который должен был стать центром распространения православия. Статья посвящена рассмотрению форм миссионерской деятельности, которые предпринимались Белогорским монастырем в старообрядческой среде в период от основания монастыря в 1890-е гг. до революции 1917 года.

В последнее десятилетие XIX века Пермская епархия серьёзно озаботилась распространением миссионерской деятельности и привлечением старообрядцев в лоно Православной церкви. Священники получили разрешение на чтение проповедей и проведение бесед на богословские темы в местах большого проживания старообрядческих общин.

Идея создания православного монастыря на Белой Горе для миссионерской деятельности среди старообрядцев неразрывно связана с именем протоирея Стефана Луканина.

Отец Стефан был поставлен во главе миссионерской деятельности, которую предприняли церковные иерархи Пермской губернии. Его основной идеей стало создание православного монастыря, братия которого бы жила в соответствии со строгим уставом, поскольку такая обитель уже одним своим присутствием поднимала бы благочестие среди населения.

Основание Белогорского монастыря связано с так называемым инцидентом в Оцу в 1891 г. – покушением на цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, во время его путешествия по Японии.

В честь спасения наследника 16 июля 1891 года отец Стефан возглавил крестный ход и освящение восьмиконечного креста, установленного на Белой горе. Позже это событие дало название главному монастырскому храму, который стал именоваться Крестовоздвиженским.

Главы старообрядческих общин не давали разрешения своим последователям участвовать в православных богослужениях и совершать таинства в храмах. Но это не касалось такого события как крестный ход, поэтому многие старообрядцы из окрестных сел и деревень приняли в нём участие. Именно такое событие, как крестный ход, стало для многих старообрядцев первым шагом на пути в лоно Православной церкви.  

Другой формой распространения православия стала строгость устава самого основанного монастыря. Для старообрядчества особую важность имела уставная служба. Именно поэтому строгость монастырского богослужения должна была привлечь переход многих старообрядцев в православие.

Строгость монастырского уклада неразрывно связана с первым настоятелем Свято-Николаевского монастыря Архимандритом Варлаамом Коноплевым, который собственным примером поддерживал неукоснительность в исполнении монашеских уставов: пробуждение в три часа, многочасовые службы и всеночные бдения и др.

В пример строгости монашеской жизни в Белогорской обители можно привести цитату Игумена Серафима Кузнецова: «Человек, осененный Божественной благодатью, не может останавливаться на точке замерзания, воодушевляемый невидимой силой Божией старается идти все вперед и вперед. Как человек, углубившийся в науку, не жалеет ни здоровья, ни средств для достижения высшей цели знания, так равно и инок, углубившийся в сию науку из наук – иноческую жизнь, забывает все земное удовольствие и всецело предается достижению высшего идеала христианской жизни».

Кроме того, рядом с монастырем был основан Серафимо-Алексиевский скит, где постоянно проживало 35 монахов, которые придерживались еще более строгих правил, чем в самом Свято-Николаевском монастыре.

Все это дало поводы для того, что в скором времени после основания Белогорский монастырь стали называть Уральским Афоном за схожесть строгого внутреннего устава с этой знаменитой греческой обителью.

Другой формой миссионерской деятельности Белогорского монастыря были проповеди среди старообрядцев и богословские диспуты со старообрядческими иерархами.

К тому же Белогорский монастырь располагал обширной библиотекой. Ее основание положил еще отец Стефан Луканин, который передал в дар обители собственную коллекцию книг об истории Православной церкви, жизни многих церковных иерархов и миссионеров.

Распространение среди старообрядцев богословской литературы также сыграло большую роль в переходе многих из них к православию.

Таким образом, можно сказать о следующих формах миссионерской деятельности Свято-Николаевского монастыря на Белой горе в кон. XIX – нач. XX вв.:

Во-первых, крестные ходы, участие в которых могли принимать и представители старообрядчества, что становилось для них первым шагом на пути к Православию.

Во-вторых, строгость исполнения монастырского устава, что само по себе служило причиной повышения благочестия местного населения и способствовала к возвращению в лоно Православной церкви многих старообрядцев.

В-третьих, просветительская деятельность священников и монахов, которая выражалась в многочисленных проповедях среди старообрядческих общин, а также широкое распространение православной литературы, трудов отцов церкви и др.

Свято-Николаевский мужской монастырь был уничтожен большевиками после революции 1917 года. Многие монахи тогда были арестованы, а некоторые из них, в том числе настоятель монастыря архимандрит Варлаам Коноплев, совершили подвиг мученичества. Возродившись в современности, Белогорский монастырь вновь стал одним из крупнейших центров православия не только на Урале, но и во всей России, за что и заслуженно именуется Уральским Афоном.  

Список литературы

1. П. Н. Агафонов Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. — Пермь: Звезда, 1996

2. Белогорская Обитель – Уральский Афон // Журнал Московской патриархии, - октябрь 2005.

3. Белогорья светлая обитель // Издательство Пермской митрополии, -2017.

4. Иеромонах Серафим Кузнецов. Скитские иноческие уставы. Т. II. Скитский мужской безмолвный устав. // Нижний Новгород, - 1910.

5. Серафим Кузнецов. Мученики христианского долга. // Пермь, - 2021.

6. А. Н. Сафронов. Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской Епархии среди старообрядцев. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии № 3 (27), 2019.

 

[1] Белогорская Обитель – Уральский Афон // Журнал Московской патриархии, - октябрь 2005.  

[2] Там же.

[3] А. Н. Сафронов. Миссионерская деятельность братии Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря Пермской Епархии среди старообрядцев. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии № 3 (27), 2019. С. 321.

[4] Белогорская Обитель – Уральский Афон // Журнал Московской патриархии, - октябрь 2005.  

[5] Иеромонах Серафим Кузнецов. Скитские иноческие уставы. Т. II. Скитский мужской безмолвный устав. // Нижний Новгород, - 1910. С. 3.

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено