Чудотворная икона святителя Николая Мирликийского из храма с. Кыласово

Докладчик Александр Евгеньевич Игонин, студент 1 курса федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

 

В тридцати километрах от Кунгура расположено село Кыласово, которое стоит на старом Сибирском тракте вдоль реки Бабка. Вначале оно возникло на левом берегу, где ныне Старое село. Первое упоминание о поселении датировано 1623 годом. Сюда приезжают верующие со многих регионов России, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца.

Чем же знаменита эта икона? Этим вопросом задался я перед началом работы над темой.

Чудотворная икона находится в одноименном Храме. Его строительство началось в 1767 году и длилось 13 лет. Но и после шли достройки и перестройки. Судьба храма и его святыни драматична. Она воплотила в себе судьбу всей русской православной церкви последних трех столетий.

Во второй половине XVII в. явилась жителям села икона Святителя Николая Чудотворца. Нашли ее в кустах, на болотистом месте. Откуда взялась икона в этих зарослях - никто не знает. Не выяснено доподлинно, кто нашел ее там и принес в ветхую сельскую деревянную церквушку. Известно лишь, что через несколько дней икона из старой церкви исчезла и опять обнаружилась там, где явилась в первый раз, - в кустах камыша.            

Жители села поняли, что икона должна находиться на месте обретения: чудо нельзя придавать забвению. Господь ясно выразил свою волю, и на болоте следует построить новый храм.     
          Строительство шло в тревожное время: вокруг свирепствовали, разоряли русские селения языческие татаро-башкирские племена. Село Кыласово тоже подверглось нападению. Все дома, в том числе и новый храм, были сожжены. Но чудотворная икона святителя Николая была обнаружена невредимой на пепелище, среди дымящихся головешек. Чтобы сохранить образ, было решено отвезти его в Спасский монастырь, располагавшийся на месте сегодняшнего поселка Курашим (в нескольких километрах от Кыласово). Татары решили, что русские увозят какие-то ценности и бросились в погоню. Одна из пущенных стрел попала в лик святителя - из раны засочилась кровь. По преданию, преследовавшие икону всадники были внезапно поражены слепотой. Долгие годы на лике оставалось кровяное пятно...

Кирпичный храм в Кыласове был построен лишь в 1779 году. Сначала освятили придел во имя Соловецких святых преподобных Зосимы и Савватия, а в 1788 году была освящена главная часть во имя Святителя и Чудотворца Николая Мир Ликийского. В XIX веке храм еще несколько раз освящали, потому как перестраивались колокольня и крыша. И, наконец, обрамленный каменной решетчатой оградой, богатый девятью колоколами, сияя православным крестом, храм распахнул двери для верующих.

Колокольня была известна на весь Кунгурский уезд. Большой благовестный колокол, более 400 пудов весу, оглашал торжества. Возвышенную радость изливал небесам пятый колокол - десятипудовый. И когда все девять колоколов возносили перезвон, то звуки доносились до Ергача,  Мясникова и Кукуштана.

В 1774 году, отразив осаду пугачевцев, кунгуряки просили письменного разрешения у Преосвященного Лаврентия, епископа Вятского, ежегодно приносить чудотворную икону на поклонение в Кунгур. Разрешение было получено. Крестный ход совершался в первую неделю Петрова поста при огромном, иногда до 20 тысяч скоплении верующих. Перед выходом совершалась церковная служба. Икону несли достойно, на руках, и достойно, преклонив колени, встречали в Кунгуре, на левом берегу Ирени, у часовни. Шесть недель в городе молились священному образу.

Но не только Кунгур посещала икона. Шествия были в Ашап, Курашим, Бым, Уинское, Юго-Осокино. В каждом селе, через которое проносили образ, люди стояли вдоль дороги, молились. И по вере давалась помощь: выздоравливали тяжело больные, утихали поветрия, гасли семейные раздоры, находилась кормилица-корова...

К иконе в Кыласово приезжали люди из Перми, Самары, Москвы, даже из Симферополя. Исцеленные и спасенные украшали святыню, с 1822 года она была в серебряной позолоченной ризе, убрана 162 различной ценности камнями. Небесный фон на ней составляли 2259 бирюзовых зерен. Риза весила более 18 фунтов. Так народ любил явленный образ святого Николая Чудотворца, святителя Мир Ликийского.

В период революции веру в Бога объявили мракобесием, воцарилось безверие, гонения на Церковь, расстрелы, ссылки, раскулачивания, расказачивания. Осмеяние верующих, волевое закрытие храмов, гонения, убиения священников делали людей безбожными, подрывали нравственные основы в народе, разрушали понятие о грехе.

Гонения на Церковь докатились до Урала. Решением Свердловского облисполкома № 2614 от 2 ноября 1935 года церкви в селах Кыласово и Юго-Осокино постановили закрыть. Кыласовцы обращались в райсовет, в облсовет, писали в Президиум ВЦИК, просили оставить храм ради явленного образа Чудотворца Николая, но получали отказ.

После закрытия иконостас разрушили, иконы, не страшась, бросали на пол. Дорогое убранство увезли. Когда иконы стаскивали, то Чудотворную сумела взять жительница села Кыласово Баянова Валентина Ивановна. Хранила более двух лет у себя в Кыласове. Затем Илья Романович Посохин, активист, налоговый агент, но верующий человек, взял икону и перенес в деревню Лешаки. Укутали образ мхом, спрятали между рамами в комнатке. Когда Илью Посохина призвали на фронт, в письмах он просил родных: «Берегите Дедушку, храните. Может, и он меня сохранит...».

Однажды Анастасия Антоновна Посохина увидела вещий сон, что умывается, а вода капает на икону. Видение было и наяву: в углу показался седенький Старичок со строгим лицом. Верующие стали думать, к чему сон и виденье? Потом издалека в Лешаки пришла женщина, которая тоже видела сон, что иконе сыро, что надо ехать и вызволить икону для молитвы. А ехать предстояло до остановки Курашимский, затем идти до деревни Лешаки, в такой-то дом. Женщину эту по неуточненным данным, звали Бабкина Мария, по полученному во сне указанию она пришла точно. Верующие обратились в Пермскую епархию: что делать с иконой? Владыка благословил перенести образ из Лешаков в Курашим. Несли крестным ходом, несмотря на то, что шла война - шествие было масштабным.

В 1993 году верующие кыласовцы выпросили у сельсовета Свято-Никольский храм. И уже в ноябре 1993 года, через 58 лет после закрытия храма, образ святого Николая Чудотворца крестным ходом, пронеся через деревни Новую, Мартыново, Ботово, вернули на явленное место - в Кыласово. Те, кому довелось встречать икону, вспоминают: вся икона изъязвлена оспинами, словно попало в нее множество стрел...

И сегодня Чудотворная икона славится во многих регионах России: «Моли Бога о нас, Святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших!».

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено