Благотворительность и милосердие . Нравственный подвиг кунгурского купечества.

Докладчик: Амир Нариманович Махмудов

«Благотворительность, чтобы быть практически действенной, обязана быть особенно чуткой и внимательной к уровню, направленности, состоянию и мере выражения духовного начала тех людей, которым она оказывается». Так, можно было бы охарактеризовать истинную благотворительность, которая  невозможна без опоры на христианские ценности - бескорыстие, милосердие, смирение…  «Возлюби ближнего своего, как самого себя»: эта цитата из заповеди Христовой - единственно верное объяснение цели благотворительности, единственный верный путь для благого дела.

Первые ростки благотворительности, безусловно связаны с принятием христианства на Руси. Уставом 996 года,  киевский князь Владимир официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.

А если говорить о системе государственной и частной благотворительности, то она сложилась в XIX веке. И это были не только законодательные акты принятые на государственном уровне, это были неписаные правила благотворительности, в соответствии с духовно-моральными устоями Православия.

Крайне дурным тоном в высшем российском обществе считалось неучастие в делах милосердия. Представители Российского Императорского Дома, чиновники разного уровня и ранга жертвовали на устройство благотворительных учреждений, богаделен, учебно-воспитательных заведений, больниц весьма крупные суммы.

Но наиболее значимым и фундаментальным стало участие традиционного русского купечества, представителей нарождающегося промышленного капитала в благотворительной деятельности. Купец или фабрикант, не творящий добро и милосердие, становился изгоем в своем предпринимательском сообществе.

Надо отметить, что в первой половине XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно и в большей степени  направленное на пожертвования храмам (на внутреннее убранство церкви). Нередко купечество выступало инициатором или выполняло объединительные функции по строительству православных храмов, становясь таким образом основным вкладчиком и финансовым гарантом. В 1862 г., когда  разрешение на открытие благотворительных учреждений было предоставлено Министерству внутренних дел, произошел существенный рост в строительстве и благоустройстве богоугодных заведений. Только  во второй половине XIX в. было основано 95% всех благотворительных обществ и 82% благотворительных заведений Российской Империи.

Благотворительная помощь охватывала в основном детей и подростков, взрослых нетрудоспособных граждан,  инвалидов, больных, престарелых.

К концу ХIХ века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим результатом работы комиссии стало обеспечение прозрачности благотворительной деятельности, открытости и доступности всей информации (включая финансовую) для всех слоев общества.

С конца ХIХ века повсеместно устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

В начале ХХ на каждые 100 тысяч жителей Европейской части России приходилось 6 благотворительных учреждений. По данным статистики в 1900 году, частные лица создали и патронировали 82% благотворительных заведений, за ними следовали сословные заведения (8%), городские (7%), земские (3%). По состоянию на 1902 год в Российской империи было зарегистрировано 11 040 благотворительных учреждений (в 1897 году - 3,5 тысячи) и 19 108 приходских попечительских советов.

Чем вызван повышенный интерес к благотворительности в  предпринимательском сообществе? Как утверждает доктор исторических наук Александр Николаевич Боханов, активность сопряжена с отсутствием возможности «заслужить общественное признание своей профессиональной деятельностью часто заставляло их уходить в иные области, пользовавшиеся несравненно большим общественным престижем». Общественный престиж выходит на первые роли в благотворительном деле. Концентрируя огромные финансовые средства, получаемые за счет успешной торговой или промышленной деятельности, многие русские предприниматели, использовали их на благотворительные цели. В первую очередь это касалось старых купеческих семей, воспитанных в богобоязненной среде своих родителей.

Стоит разъяснить всем, чем отличается меценатство от благотворительной деятельности. В первую очередь по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности.

Не случайно образ купца сложился благодаря литературным произведениям Н.А. Островского, Ф.М. Достоевского, Д.Н. Мамина-Сибиряка. Может поэтому несмотря на возрастающий интерес общества к благотворительности,  отношение к меценатам со стороны интеллигенции было неоднозначным. «Все эти примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением», - писал о меценатах известный музыкальный и художественный критик В.В. Стасов. Однако режиссер В.И. Немирович-Данченко сетовал, что для получения денег на театр надо было: «…унижаться в гостиной … людей, которых мы, говоря искренно…, не уважали - ни их, ни их капиталов».

Такими же эпитетами «наградил» А.П. Чехов в своей язвительной заметке «Кровавые поминки» известного на Урале благотворителя, кунгурского купца Алексея Семеновича Губкина.  Или вот что писал, писатель о Савве Мамонтове, раскрывшем и поддержавшем таланты Васнецова и Коровина, Врубеля и Шаляпина: «Тип старых бар, заводивших с жиру «собственные» театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова и вы убедитесь в целости типа».

Художник А. Бенуа весьма нелестно отзывался о другом известном меценате, Н. Рябушинском, на деньги которого издавался журнал «Золотое Руно»: «… мне продолжает казаться, что Рябушинский - скверна, что это истый хам, хотя и «разукрашенный» парчой, золотом и, может быть, даже цветами».

Илья Репин, после знакомства с собранием мецената Сергея Щукина заметил: «Мне хочется поскорее уйти из этого дома, где нет гармонии жизни, где властвует Новое платье короля…».

Кунгур всегда выделялся среди многих городов Пермской губернии как купеческая республика и центр благотворительности. В начале XIX века в Кунгуре проживало 225 купцов I и II гильдии. И не случайно в биографии каждого кунгурского купца вы найдете строки про милосердие и  участие в благом деле.

Многим известно имя кунгурского купца второй гильдии Егора Семёновича Зырянова. 1872 году подавшего в городскую Управу прошение о необходимости учреждения в Кунгуре особого помещения для призрения бедных престарелых граждан. «Подобное учреждение, - отмечал Егор Семёнович, - у нас есть (речь в данном случае идёт о богадельне при Успенском храме), но оно так неудобно, мало и вообще жалко, что не в состоянии призреть значительно большего числа бедных, постоянно скитающихся и просящих милостыню у каждого проходящего». Так в Кунгуре появилась Зыряновская богадельня. Спустя некоторое время Егор Семенович вообще отошёл от дел и весь свой капитал – 85 571 руб. 41 коп. в разного рода ценных бумагах - пожертвовал городскому обществу. А сам купец, весной 1875 года удалился на покой в Андреевскую обитель на святой горе Афон. Там, приняв монашеский постриг под именем Гурий (скончался в 1875 году).

И это один, безусловно, значительный пример в истории кунгурского купечества. Для перечисления вклада кунгурских купцов Грибушиных, Колпакова, Сартакова, Юхнева, Кузнецова, Пиликиных, Фоминых, Чуватовых и еще не одного десятка именитых горожан, то не хватит и недели беспрерывного перечисления их деяний на благо общества.

На имени одного кунгуряка, Потомственного Почетного гражданина, действительного статского советника Алексея Семеновича Губкина, остановиться стоит. И тому есть несколько причин. А начинать его нравственный подвиг надо с самой молодости. Именно тогда, 25-летний Алеша Губкин дал себе слово «копейку с каждого рубля» отправлять на богоугодное дело. Основав в 1840 году чайную компанию, выросшую к концу XIX века в крупнейшее торговое товарищество мирового уровня, Алексей Семенович и его преемники не отступили от этого правила. Для того, чтобы реально оценить значимость компании в экономике страны, стоит сказать о масштабах этой крупнейшей чайной империи, объемах и финансовых оборотах. Только за четверть века существования Товарищества (с 1890 года) оборот фирмы превысил один миллиард царских рублей. Годовой оборот компании в начале ХХ века достигал 65  млн рублей, что в нынешних ценах сопоставим с  бюджетом Пермского края.

К началу ХХ века Товарищество является крупнейшей в России фирмой занимающейся торговлей чаем. Для непосредственной закупки чаев за границей Товарищество открывает собственные  постоянные  представительства на всех важнейших мировых чайных рынках: Ханьхоу и Шанхае (Китай), Коломбо (Цейлон), Калькутте (Индия), Лондон (Великобритания).

Главный склад Товарищества размещается в Москве, а его филиалы практически в 36 городах Российской Империи , а именно : В Петрограде, Одессе, Нижнем Новгороде, Самарканде, Челябинске, Самаре, Казани, Астрахани, Царицыне, Ростове-на-Дону,  Харькове, Киеве, Тифлисе, Баку, Ташкенте, Коканде, Андижане, Дуване, Томске, Перми, Омске, Семипалатинске, Верхнеуральске, Тюмени,  Троицке, Уфе, Екатеринбурге, Красноярске, Барнауле, Бийске, Иркутске, Чите, Верном, Петропавловске, Кунгуре и Владивостоке.  Работало во всех отделениях Товарищества более четырех тысяч человек (4056).

В городе Кунгуре не было ни одного храма, куда бы губкинской фирмой не был бы внесен благотворительный вклад в обустройство или в приобретение церковной утвари.

А строительство Елизаветинского дома призрения девочек сирот (рукодельной школы) и Технического Губкина училища стало вершиной благотворительности,  ощутимым вкладом Почетного гражданина в развитие родного города. Более двух миллионов рублей  пожертвовано Губкиным  на их строительство и содержание.

 Учебные заведения, до 1918 года, содержались на деньги чайной компании основанной в нашем городе.  Выпускники получали не только профессию и навыки, но и по окончании учебного заведения  пособие (приданое) в размере 115 рублей.

 Благотворительная деятельность Алексея Семеновича Губкина и его преемников не ограничивалась рамками родного города. Существенные вложения осуществлены компанией в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. А  построенный недалеко от имения Форос храм Вознесения Христова,  по праву является украшением всего Крымского полуострова.

Подробно описали Пермские Епархиальные ведомости о том, как прощался город со своим именитым земляком. Всё городское сообщество, не взирая на звания и чины, в течение дня, ночи и последующего дня отдавала дань уважения, памяти, склонив обнаженные головы простилась с Алексеем Семеновичем.

А над могилой своего деда, продолжатель чайного дела, Александр Григорьевич Кузнецов воздвиг храм – ставший настоящим украшением всего города.

В год приближающегося столетия со дня его рождения (1915 г,), Кунгурская городская Дума постановила:

- разместить портрет Алексея Семеновича Губкина в зале заседаний Думы;

- переименовать ул. Кожевников в улицу Алексея Губкина;

- опубликовать книгу о деяниях во славу города;

- установить ему памятник на Скорбященской площади напротив Технического Губкина училища.

Нашим предкам не удалось в полном объеме выполнить данное решение. Первая мировая, а затем Февральская и Октябрьская революция отложили исполнение данного решения на долгие десятилетия.

Только в начале XXI века это решение стало воплощаться в жизнь.  Вышло две книги о  (Мушкалов С.М., Семенов В.Л.), осенняя ярмарка с 2000 года стала носить имя Губкина. В зале заседаний размещены портреты Почетных граждан города, установлен памятник Губкину А.С. (2007).

Остался один пункт. Произойдет ли переименование улицы города трудно сказать, но думаю представительной и исполнительной власти города пора задуматься и принять взвешенное решение.

 Предпринимательская благотворительность играла существенную роль в жизни российского общества. Она была формой поддержки неимущих слоев населения и способом улучшения жизни работающих. Будучи, как правило, людьми религиозными, российские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы «искупить» свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи. Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на благое дело и всё, что по их мнению, могло бы принести пользу Отечеству или нуждающимся.

Современное бизнес-сообщество только на подступах к низовой ступеньке ответственности за жизнь людей и будущее страны. Единичные, нередко робкие благотворительные деяния не могут сравниться с христианским нравственным подвижничеством наших предков. Хотя надо отметить, что еще в конце прошлого века предпосылки к возвращению былой славы благотворительности в Кунгуре появлялись. И это активно поощрялось не только властью, но и пользовалось значительной общественной поддержкой. Это возрожденная акция «Белый цветок», благотворительные «купеческие» балы, сбор средств на приобретение уникального медицинского оборудования для новорожденных, поддержка талантливых детей. В последние годы репутация благотворительности была серьезно «подмочена». В первую очередь «благодаря» неумелому управлению этим процессом, закрытостью и полным отсутствием контроля со стороны общества. Благотворительность превратилась в порочную систему поборов, нередко при непосредственном участии тех, кто должен стать примером благотворительности.

К счастью есть приятные исключения. Многие годы примером настоящей благотворительности, христианской ответственности,  открытости и завидного постоянства являются семейная чета Высоцких. Александр Павлович и Татьяна Михайловна многие годы поддерживают восстановление храмов, монастырей. Ни одно значимое мероприятие не проходит без их участия. Это действительно хороший пример всему предпринимательскому сообществу  в деле уважения к своей земле, вере и людям живущим рядом с нами.

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено