В категории нет материалов.

Подкатегории

  • Махмудов А.Н
  • Ренева О.

    «Кунгур – первый град Пермской епархии»

    Докладчик Ольга Анатольевна РЕНЁВА, заведующая Музеем купечества, филиала Кунгурского Музея-заповедника.

     

    - Кунгур – город православный. Первый храм-мечеть здесь построен только построен в 2007 году. Т.е. мне и хотелось поговорить о том, что мы –православные, православные наши предки, православным по-прежнему, несмотря на все перестройки, утраты, инструкции, выглядит наш любимый город Кунгур.
                    И в годы советской власти, когда, казалось бы, религия была под запретом, но когда создавали список памятников культурного наследия, то бОльшая часть объектов, что попали в этот список, это, конечно же, были храмы.
                    Но, мы с вами понимаем, что у православия есть одна замечательная составляющая: большое внимание уделяется эстетическому: красота должна быть в душе и красота должна быть перед глазами. Нам с вами сейчас на экране демонстрировали русскую иконопись, написанную в разные годы, неизвестными и известными авторами. Но та традиция, что идёт через византийское искусство, ещё раньше – от античной Греции – ТРАДИЦИЯ КРАСОТЫ в нашем православном искусстве играет большую роль. И мы можем гордиться тем, что наши предки вкладывали очень большие средства, чтобы в Кунгуре появлялись не только замечательные купеческие особняки, учебные заведения, больницы, но и конечно же – храмы.
                    Опять же нашему Кунгуру повезло: город на великом Сибирском тракте, поэтому неудивительно, что в Кунгуре жили богатые люди, у которых была возможность заниматься каменным строительством. Каменные здания, они, во-первых, долговечны, а во-вторых - безопасны. Поэтому, когда в Перми были пожары в 1840-е годы, в Кунгуре ни разу такого пожара не было. Т.е., конечно же пожары случались, в т.ч. – и на Соборной площади, но храмы все устояли, ни один не был уничтожен пожаром.
    Название моего выступления: «Кунгур, как город первый в Пермской епархии», но – «Взгляд в прошлое».

                    Действительно, весь восемнадцатый век на территории, которая после стала Пермской губернией, лидировал именно г. Кунгур, в т.ч. – в духовном отношении. Это было связано с тем, что он был центром Пермской провинции до того, как начала возвышаться Пермь. Именно в Кунгуре находилось Пермское духовное управление. Вышестоящие иерархи жили, работали в Хлынове (Вятке, Кирове), очень редко приезжали в Кунгур. Расстояния очень большие: где Хлынов, где – Кунгур. Сюда было не наездиться. Поэтому очень многие вопросы решали именно местные власти. В т.ч. и первоприсутствующие Пермского духовного управления.
    И именно благодаря им, тому, что они умели общаться с народом, жителями города, Кунгуру удалось устоять в январе 1774 года в то время, когда 5 раз город штурмовали войска Емельяна Пугачёва.
                    Ну и неудивительно, что наши предки, выдержав такую осаду, страшно гордились этим, что они сумели устоять. И у нас через 100 лет было принято решение поставить обелиск на Соборной площади, были написаны иконы для храмов. Ну и вспоминаем эти деяния, что Кунгур устоял и не был разрушен.
                    В старину говорили: «Куда ни повернись в Кунгуре, туда и крестись». Храмов было очень много, они абсолютно разные: были приходские, были соборные, кладбищенские. По храмам были названы улицы города. Наверное, стоит вернуться к тому, чтобы исторические названия вновь появились. Конечно же, уже нет Благовещенского собора, он был разрушен в 1930 году, но хотя бы память об этом соборе стОит сохранить в названии улицы. Сейчас она известна, как Советская. Хотя никто не умаляет значение советской эпохи в жизни Кунгура, но тем не менее хочется вспомнить и об истории нашего города.
                    Мне хотелось бы напомнить ещё об одном: Кунгур, как город православный, всегда чтил одну традицию: торг считался делом не особенно праведным. Поэтому базар, рыночный день устраивался не по воскресеньям, как сейчас привыкли, мы, а по понедельникам. И поэтому даже понедельник назывался «кунгурским воскресением». Если договаривались встретиться в «кунгурское воскресенье», все знали, что это – в понедельник.
    Уже в 1920-е годы новая советская власть, в принципе, очень логично поступила: она начала добавлять к рыночным дням ещё и дополнительные: оставили понедельник, потом добавили четверг, потом добавили воскресенье. Потом стали эти дни сокращать, и в итоге осталось одно воскресенье, то, что мы сейчас и имеем.
                    НА СЛАЙДЕ – Никольская церковь, о которой сегодня очень много говорили. Александр Григорьевич Кузнецов - тот самый человек, внук и наследник Потомственного Почётного гражданина города Кунгура Алексея Семёновича Губкина. Человек, который прожил очень мало, но оставил после себя очень многое. Не только в Кунгуре, но и на пределах нашей страны.
    Вот два храма, построенные за счёт А.Г. Кузнецова. В так называемом «псевдо-русском стиле». Один – в Крыму, в Форосе. Другой, чуть позже – в Кунгуре, Иоанно-Предтеченский, или, как мы теперь его называем – Никольский.
    НА СЛАЙДЕ – храм на Святой Земле, святой Марии Магдалины в Иерусалиме. Дата постройки – 1888 год. Не правда ли, наш Никольской храм, по крайней мере – верхней половиной очень сильно напоминает эту церковь. Это было неслучайно. Не только от того, что псевдо-русский стиль был популярен (вспомним доктрину «Православие, Самодержавие и Народность»), но ещё один аспект. Есть такое выражение, что за три рукопожатия, можно чуть ли не американского президента достать.
    Так вот смотрите – что: этот храм, что в Иерусалиме строился на средства Великокняжеской семьи, Царского двора. И мы знаем, что с этим храмом связана история и Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и её супруга Сергея Александровича. Они, кстати, присутствовали на открытии этого храма в 1888 году.
    Ну, а далее – из истории этой Семьи: в 1891 году Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Наш кунгурский купец 1-й гильдии, Потомственный Почётный гражданин Александр Григорьевич Кузнецов в то время тоже жил в Москве. По крайней мере, в тёплый летний период. Зимой он вынужден был жить в районе Средиземноморья, т.к. был болен туберкулёзом.
    А. Г. Кузнецов, несмотря на свои болезни, был человеком очень активным. Вот выборка из «Московских ведомостей» за 1895 год (последний год жизни А. Г. К.). Мы видим, что в деятельности по крайней мере 2-х организаций он очень тесно соприкасался с Великокняжеской семьёй. Первая - Московское филармоническое общество. Вторая – благотворительное общество помощи нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащихся в учебных заведениях г. Москвы.
    Наверное, многие из вас скажут, что Елизавета Фёдоровна связана с Кунгуром благодаря ещё одному человеку – Серафиму Кузнецову. Именно его доблесть, его мужество, его выносливость позволили исполнить последнюю мечту Великой Княгини – быть похороненной на Святой Земле в храме, о котором шла речь.
    Маленькая частица этого храма, его далёкий отзвук есть и в нашем городе - благодаря Александру Григорьевичу Кузнецову и Александру Бонавентуровичу Турчевичу, пермскому зодчему, который сумел воплотить задумку Александра Григорьевича.

    На самом деле, Кунгур, как первый град Пермской епархии был известен и в 1920-е года, во время борьбы с обновленческим расколом. Именно кунгуряки возглавили борьбу с обновленчеством. Но об этом можно будет поговорить в следующий раз. Надеюсь, что у Чтений долгая судьба, и мы с вами будем ещё встречаться.

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено