Новомученики земли Кунгурской: Николай Тохтуев, Анания Аристов, Константин Юрганов

Докладчик Вадим Морозов слушатель Катехизаторских курсов при Успенском женском монастыре г. Пермь

 

Идеологи коммунизма задолго до возможности реального прихода к власти исповедовали атеистические принципы, противопоставляли своё учение вере в Бога. Когда в России возобладали революционные идеалы так называемых Свободы, Равенства и Братства и отречения от власти, данной Свыше, произошло крушение всего государственного устроения и традиционного жизненного уклада. «Так называемые идеалы» - оттого, что за весь период их существования они не были реализованы нигде и никогда в мире, ни в одной стране, ни в одном обществе. И вполне могут существовать в мыслях и словах лишь последователей теории утопического социализма.

Несмотря на то, что установившаяся в октябре 1917-го года «власть рабочих и крестьян» декларировала принципы «свободы совести (вероисповедания), слова, собраний» и другие, эти идеалы остались только лозунгами, способствовавшими привлечению «широких народных масс» на сторону большевиков. Также,  как и лозунги «земля – крестьянам», «фабрики – рабочим», «власть – советам». Все они остались, в конечном счёте, лишь на бумаге и в речах «агитаторов и горланов, революционных главарей».

Народ в массе своей был обманут этими посулами и вовлечён сначала в разрушение своего государства, а затем – в строительство коммунистической утопии - «Страны Советов». Однако, мы понимаем, что в нашем уязвлённом грехом мире невозможно построить идеальное государство. Так же невозможно построить утопию, уничтожая историю и культуру своего народа, физически уничтожая тех, кто является носителем православной традиции. Предпринятая попытка создать новое общество и новое государство сродни строительству дома на песке. Таково подходящее библейское определение этому опыту. И конец его закономерен.

На протяжении всей истории Советского Союза на государственном уровне реализовывалась политика гонений против Церкви Христовой. История преследования православного духовенства и верных мирян в советском государстве -  это истории мученического и исповеднического подвига нашего народа. Вождь «мирового пролетариата» В.И. Ленин писал: «Чем большее число представителей реакционного духовенства ... удастся по этому поводу нам расстрелять, тем лучше" (письмо от 19 марта 1922 г.). 
Великий русский писатель Иван Бунин писал: "С трудом верится, а меж тем это факт, что Россия ХХ века ... далеко оставила за собой Рим с его гонениями на первохристиан, и прежде всего по числу жертв, не говоря уже о характере этих гонений, неописуемых по мерзости и зверству".

Однако нам, православным, ныне есть особая высокая честь и благодать от Бога нашего во Святой Троице прославляемого молиться перед святыми мощами и в покаянии преклонять колена.
Для нас весьма значимо, что эти святые связаны с нами не только духовными, но и земными узами, т.е. являются нашими земляками.

Подвиг многих пермских новомучеников известен, но по промыслу Божию не было возможности поклониться их святым мощам. Надо полагать – в назидание нам, потомкам, живущим на земле, на которой были совершены чудовищные злодеяния.

Сегодня, спустя столетие, мы, МИЛОСТЬЮ Божией и благодаря трудам Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Пермского и Кунгурского, можем преклонить колена пред мощами священномучеников иерея Константина Юрганова (Сергинского), иерея Николая Бельтюкова (Култаевского), иерея Павла Аношкина и диакона Григория Смирнова (Мокинских). Однако, к сожалению, места захоронения десятков пермских новомучеников до сего дня сокрыты для нас.

Так, 25 декабря 2022 года в храме во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского г. Перми были прославлены мощи священномученика Константина Юрганова.

Священномученики  иерей Константин (Юрганов) и иерей Анания (Аристов) во многом были похожи: земляки, сверстники, в одно время примерно начали служить в одном месте – Крестовоздвиженском храме с. Серги. Исполняли свой священнический долг духовного просвещения и образования в храмах и школах округи. Оба незадолго до революции почти одновременно остались вдовцами с 4 у одного и пятью детьми у другого.

Через год после произошедшего переворота патриарх Тихон взывал к народу: «Реками пролитая вами кровь братьев наших, убитых по вашему призыву, вопиет к небу... Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто даже без вашего упрощенного суда. Казнят заведомо невиновных людей, взятых в качестве "заложников"…  Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению в расплывчатой контрреволюции".

Так и священники Константин Юрганов и Анания Аристов были обвинены в неких неконкретных «контрреволюционных» действиях или злоумышлениях. После 4-х месяцев заключения в пермской тюрьме, они, стоически не признавшие обвинений, были расстреляны в саду Пермской духовной семинарии вместе с семью земляками по тому же «делу». Позже, в печально знаменитом 37-м году также были расстреляны священнослужители Крестовоздвиженской Сергинской церкви Шаталов К.А., Низов И.И., Верхоланцев Ф.А., Новожилов В. М.. и другие, не прославленные в лике святых.

А в летописи Крестовоздвиженского храма с. Серги (ок. 1860 г.) отмечено:
«Особенно замечательных предметов в храме нет – ни древних икон, ни ценных церковных сосудов, ни замечательных священных облачений … Неизвестно, чтобы кто-нибудь из замечательных лиц был погребен на оном (кладбище) … Народ – чисто Русский, с давних времён занимающий здесь место жительства чрез предков».
Вот так – никаких замечательных предметов и лиц, и столько исповедников веры приняли мученическую смерть ради Славы Божией!

Назовем имя ещё одного подвижника веры.

Священномученик Николай (Тохтуев), протодиакон. Его место погребения известно лишь приблизительно – пос. Кожва (район бывшего Печорлага, республика Коми). Служил диаконом в Никольской церкви с. Кыласово, диаконом, протодиаконом в Успенском соборе г. Кунгура по приглашению епископа Аркадия (Ершова), который весьма ценил отца Николая за душевную простоту, нестяжательность и очень красивый голос.

В 1933 году (19.01) был арестован по групповому делу «церковников», которых обвиняли в том, что они ... «предсказывали скорую гибель советской власти, кончину мира, пришествие Страшного Суда, а также распространяли «святые письма»».

Открыто признавал ту часть обвинений, что составляло неотъемлемую часть его веры, а именно: "Как убеждённый верующий я верю в Страшный суд, кончину мира, приход на землю антихриста и т.д., но сроков этой кончины не устанавливал и не предсказывал. ... С Сов. властью я считаюсь и признаю её постольку, поскольку это не вредит вере".

Участие в антисоветской организации не было следствием доказано и обвиняемым не признано. Поэтому более - за искреннее исповедание православия, а также за отказ доносить он был осужден в 1940 году - на 8 лет. Отец Николай письменно заявил, что "по своим религиозным убеждениям и сану я не могу доносить не только на антисоветского человека, но даже и на личного моего врага". А доносчиков он считал "агентами- предателями, и сам таким никогда не буду ни при какой власти: ни при советской, ни при царской, ни при фашистской".

Главной несправедливостью земной жизни он назвал предательство своих ближних.

Напрасны были воззвания к милости человеческой: «Вы мне обещаете восемь лет – за что же? За то, что я дал жизнь детям? Их у меня семь человек и один другого меньше … но ради того, чтобы быть чистым перед Богом, я оставляю семью ради Него. …  Какой я преступник? Только одно преступление, что я служу в церкви, но это законом пока не запрещено».
Священномученик Николай Тохтуев умер в заключении ориентировочно в 1943 году.

Совместно с отцом Николаем по данному делу "антисоветской организации "церковников" было репрессировано 27 человек. В т.ч. - игуменья Венедикта (Котельникова), последняя в советском периоде настоятельница Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря.

В заключение приведу слова митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия (15.01.2023):
«Часто люди едут в далекие города, в далекие страны, чтобы припасть к той или иной святыне, поклониться святым мощам угодников Божиих, но Господь даровал и нашему городу особую благодать присутствия святых мощей. Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы мы помнили, что у нас есть святые земляки. Память о них должна сохраняться в наших сердцах не только в дни их особого почитания, когда мы прославляем их святые имена и поклоняемся их мощам, но во все дни нашей жизни мы должны прибегать к их заступничеству. Святые священномученики молятся о нас и защищают нас от различных невзгод, напастей и бед."

Использованная литература:
«Простите, звезды Господни. Исповедники и соглядатаи в документах, или Зачем русскому Церковь?», сост. В. Королёв, Фрязино, 1999 г.
«Собор Святых, в земле Пермской просиявших», сост. Монах

Обратная связь

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено