II Серафимовские чтения
Образовательный форум, организованный Кунгурским Иоанно-Предтеченским женским монастырем прошел в здании МАОУ СОШ «Гимназия №16» города Кунгура. В мероприятии приняли участие священнослужители Пермской епархии, представители власти Кунгурского муниципального округа, краеведы, педагоги и учащиеся общеобразовательных учебных заведений города Кунгура. Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь всегда славился своей просветительской деятельностью, и эта традиция продолжается в наши дни. С 2010 года в монастыре работает Воскресная школа. В 2019 году игумения Руфина собрала единомышленников и высказала мысль, что было бы неплохо для Кунгура и Кунгурского района провести образовательные Чтения для студентов и школьников. Назвать их предложила в честь того человека, который благословил создание этого монастыря в 1825 году – преподобного Серафима Саровского.
С приветствием и архипастырским словом обратился к собравшимся Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский:
- Дорогие участники Серафимовских образовательных чтений, отцы, братья и сестры! Я хочу сердечно поздравить всех вас с тем, что этот Форум продолжает свою жизнь, этот Форум собирает заинтересованных лиц для того, чтобы нам в который раз поговорить о том, что нас волнует в нашей жизни. Вы приурочили его к юбилею города, и это правильно – мы должны знать историю нашего города, и те добрые памятные вехи, которые совершены в этой истории. Но мы также должны посмотреть на день сегодняшний, что в нём происходит, и как относиться к тому, что вокруг нас.
Я очень рад, что могу сегодня быть на этом Форуме и сказать своё слово. Прежде всего хочу сердечно поблагодарить всех вас и благословить начало Форума.
Я испытываю сегодня уверенность и радость. Радость потому, что вижу полную аудиторию молодых людей, которые пришли на этот Форум. Хочу сказать, что сегодня ещё здесь, на Форуме, Пермская духовная семинария устраивает День открытых дверей, и все желающие могут узнать что это за учебное заведение, как оно живёт и чем оно дышит.
Мы собрались сегодня для обсуждения целого ряда актуальных вопросов: взаимоотношения Церкви и государства, диалог Православной Церкви и общества. Мы имеем возможность поговорить о месте Русской Православной Церкви в жизни общества, о социальном служении Церкви. О том, какая работа в этом направлении ведётся в Пермской митрополии.
За более чем тысячелетнюю историю государства Российского отношения Церкви и светской власти, Церкви и общественных институтов развивались по-разному. Часто модель этих отношений зависела от исторического контекста, от представителей государственной власти.
Конституция России определяет, что Российская Федерация – светское государство. Однако, с точки зрения Церкви, светский характер государства не должен означать исключения Церкви из всех сфер жизни общества, от участия в решении общественно значимых задач. Принцип отделения Церкви от государства в современных условиях предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Вообще-то, когда вышел декрет об отделении Церкви от государства, там подразумевалось прежде всего неучастие церковных деятелей в управлении государством – то есть, невозможность занимать чиновничьи должности и т. д. Потом всё это приобрело более свирепый характер, и конечно зависело очень много и от исторической обстановки, в которой жило молодое советское государство, но и от тех лиц, которые занимались этими вопросами. Поэтому светскость государства мы понимаем так, как понимаем, а вот взаимоотношения Церкви и Общества надо понимать так, что люди Церкви – это люди этого Общества, занимающиеся строительством, возведением новых городов, устроением нашего блага, быта и т.д.. Но эти же люди приходят в храм Божий.
Важнейшей чертой светского государства является взаимодействие государства и религиозных организаций. Отметим, что сегодня в России складывается уникальная модель отношений между Православной Церковью и обществом, Церковью и государством. Взаимодействие Русской Православной Церкви, общества и государства не только возможно, но жизненно необходимо практически во всех сферах нашей жизни. Сегодняшние процессы, происходящие в нашем государстве, ещё больше подтверждают этот тезис и ещё более раскрывает его для каждого из нас. Современные реалии жизни стали катализатором истинного проявления патриотизма, гражданской ответственности, гражданского долга.
Спектр сфер, в которых интересы государства, общества и Церкви совпадают, достаточно широк. Прежде всего, это социальная сфера. Благотворительность, социальное служение, образование, воспитание, пастырское окормление военнослужащих и попечение о заключенных – это лишь часть направлений социального служения Церкви.
Поскольку я нахожусь в учебном заведении и среди слушателей присутствуют студенты, то я хочу сказать несколько слов об образовании. Даже без отношения Церкви к образовательному процессу, я могу засвидетельствовать, что та образовательная модель, которая не только предоставляет образовательные услуги, но занимается воспитанием подрастающего поколения, прививает почтение и уважение к старшему поколению, намного больше содействует развитию человеческой личности, развитию его кругозора. К большому сожалению, сегодняшняя модель образования относится к сфере предоставления услуг. И что мы слышим в результате: что делать с молодёжью – невозможно от гаджета оттянуть. Ну а что-нибудь другое-то мы предложили им? Чтобы молодой человек заинтересовался. А где кружки, внешкольные занятия, спортивные секции, походы, какие были у нас?.. И причём всё это было бесплатно. И положительно влияло на объём сознания школьника, развивало это сознание.
Возвращаясь к теме доклада, хочу отметить значимую роль епархиальных структур, духовенства и мирян Пермской Митрополии Русской Православной Церкви в развитии социального служения, в гармонизации церковно-общественных отношений.
С 2011 года в Пермской епархии действует отдел социального служения и церковной благотворительности. Его цель — оказание помощи малоимущим и многодетным семьям, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, попечение о пожилых людях, взаимодействие с домами престарелых, забота о пациентах пермского хосписа. Ежегодно сотрудники и волонтёры отдела оказывают помощь более чем 1000 человек. К этой деятельности очень важно привлекать молодых людей в целях духовно-нравственного воспитания.
Серьёзную работу ведут сотрудники отдела по взаимоотношению с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством. Духовная поддержка военнослужащих, сотрудников силовых ведомств – очень важная задача, которую решает Церковь. К Церкви обратились, и эти обращения идут ежедневно. То есть, люди почувствовали, что это необходимо им в такой сложной ситуации
Сегодня к основным задачам отдела добавилось и духовное окормление раненых воинов. Так, в период с 12 по 26 декабря 2022 г. состоялась поездка на Донбасс духовенства Пермской епархии. Священнослужители совершали молебны, таинства и требы, проводили просветительские беседы в военных госпиталях. Отправляя священнослужителей туда, мы подбирали (один из них - бывший военный, другой тоже бывший офицер, диакон хорошо играет на гитаре и сочиняет песни). Когда они туда приехали, не просто без души отдали продукты, вещи, предметы быта, собранные земляками, а диакон спел песню, сочинённую по пути, о тех обстоятельствах, в которых они сейчас находятся. Конечно, это пронзило сердца наших воинов, невзирая на то, что они сегодня в суровых духовно-нравственных и физиологических условиях, в тяжёлой обстановке. Они были так благодарны, что просят ещё, чтобы наше духовенство приезжало к ним.
В 2010 году был учреждён отдел по тюремному служению Пермской епархии. Основной задачей отдела является оказание духовной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы. Сегодня в исправительных учреждениях Пермского края действует 33 тюремных храма. Руководители этих учреждений говорят, что после того, как там появился священник, стали совершаться службы, отношения между заключенными и теми, кто их охраняет, стали меняться: «Они в нас видят людей, и у нас отношение к ним стало, как к людям, которые споткнулись, совершили ошибку». Эти тношения складываются благодаря тому, что есть Церковь, есть Слово Божие, есть молитва. Есть желание помочь этим людям, а не просто приехать, отслужить литургию и уехать.
Доброй традицией Пермской епархии стало проведение целого ряда благотворительных акций. Назовём лишь некоторые. В этом году уже в двенадцатый раз проходит благотворительный рождественский марафон «Подари надежду», ежегодно проходят акции «Дари радость на Рождество», «Вербный базар», «Белый цветок». Участниками акций становятся представители духовенства, миряне – взрослые люди, дети и подростки, сотрудники различных государственных органов и структур.
Сегодня множество людей нуждаются как в материальной, так и в духовной поддержке. При этом государство в лице его органов и учреждений не всегда способно обеспечить индивидуальный подход к каждому в решении его проблем. Церковь обладает такими ресурсами. Социальные и благотворительные проекты Церкви направлены на помощь конкретным людям.
Благодаря деятельности образовательных учреждений, реализации благотворительных и социальных проектов Пермской епархии сегодня идёт работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи, окормлению военнослужащих, помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Хотел бы ещё раз обратить внимание на вопрос «Что делать с молодёжью?» Она совершенно неуправляема. Раньше было невозможно загнать их домой с улицы, теперь же наоборот не вытолкаешь на улицу, потому что он сидит в телеграмме, в телефоне и тому подобное. Церковь вместе с Министерством просвещения в свое время разработали такой стандарт, который называется «Основы православной культуры». Встречаясь с министром образования Пермского края, говорю – давайте что-то делать, может быть, что-то и получится. А не говорить, что это потерянное поколение. Да никакое оно не потерянное. Посмотрите какие они сидят – нормальные люди, красивые, здоровые, весёлые. Цвет нашей нации. Давайте просто им поможем, чуть-чуть. И гаджет пускай будет, но будет и знание, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликову битву. Что был Александр Невский, которому предложили принять католичество, а он отказался. Это же история, хотя её нет в светском учебнике. Так давайте на эту тему говорить на уроках ОПК.
Хочу сердечно поблагодарить вас за внимание и призвать к тому, чтобы мы совершали больше дел, которые будут свидетельствовать о нашей любви к своему Отечеству, своему народу, к Церкви Божией. Спасибо за внимание!
Подготовила Марина Шамурина
Фото Максима Звонарëва